Как выбрать дело по душе?

Для многих старшеклассников встает важный вопрос о будущей профессии. Время летит быстро, и вот уже веселая школьная жизнь становится фактом личной истории. А впереди очень серьезные перемены, новые знакомства, новые впечатления, новые возможности.

Представители Очерского Строгановского колледжа проводят ярмарку учебных мест в Сивинской средней школе.

Не упустить время, принять правильное решение, сделать оптимальный выбор – вот что сегодня актуально для большинства выпускников школ района.
Конечно, со временем меняются и интересы, и возможности. Но важен момент профессионального старта, чтобы в будущем не заплутать на жизненных тропах.
А заблудиться можно очень легко. Во-первых – это отсутствие своего профессионального опыта, во-вторых – большое многообразие профессиональных путей. В настоящее время только в России насчитывается около 40 000 профессий. В-третьих – влияние окружающих, которое, несомненно, бывает полезным, но выбор необходимо делать самому, осознанно.
Всё это многообразие профессий сводится к пяти основным типам: Человек-Человек, Человек-Техника, Человек-Знак, Человек-Природа и Человек – Художественный образ. Каждый тип профессий отличается предметом труда, т.е. тем, с чем эти профессии непосредственно имеют дело.
Профессии типа «Человек-Человек» имеют дело с людьми, коллективами, социальными явлениями, например, такими как выборная кампания. Примеры профессий: продавец, воспитатель, парикмахер, врач, торговый агент.
«Человек-Техника» – с техническими системами, механизмами, энергиями. Примеры профессий: электрик, слесарь, строитель, водитель.
«Человек-Знак» – с цифрами, кодами, языком, формулами. Это бухгалтер, экономист, библиотекарь, переводчик, статист.
«Человек-Природа» – с живыми организмами. Например, животновод, кинолог, зоотехник, ветеринарный врач, овощевод, лесник.
«Человек – Художественный образ», возможно, самый многочисленный тип профессий, имеет дело с выражением художественного образа. Сюда входят такие профессии как дизайнер, художник, музыкант, актер, искусствовед.
В нашей стране, как и во всех развитых странах, существует «Рынок труда». А это значит, существует конкуренция в плане востребованности тех или других профессий. С течением времени ситуация на этом рынке меняется, поэтому появляется необходимость во всё новых знаниях и умениях.
Рынок труда контролируется государством посредством ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19.04.1991 г.
На основании этого документа в России была создана служба занятости, которую в нашем районе представляет «Государственное казенное учреждение Центр занятости населения, находящееся по адресу: с. Сива, ул. Комсомольская, 17.
Главной целью и конечным результатом работы этой службы является максимальное трудоустройство незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита.
Для выпускников школ района служба занятости проводит различные мероприятия, такие как «Ярмарка учебных мест».
В этом году специалисты службы пригласили в школы района представителей Государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждений: «Строгановский колледж» г.Очер, «Зюкайский аграрный техникум», «Верещагинский многопрофильный техникум».
Они выступили перед учащимися 9 классов Сивинской, Малосивинской, Екатерининской и Серьгинской школ. Показали презентации своих учебных заведений, познакомили с профессиями, которым обучают, со студенческой жизнью и т.д. Школьников пригласили на традиционные «Дни открытых дверей», где они имели возможность приехать в эти учебные заведения, пройтись по аудиториям и мастерским, пообщаться с преподавателями.
Во время весенних каникул в Сивинской общеобразовательной школе работал «Профильный лагерь по профориентации» для 9 классов, где по приглашению педагога-психолога Надежды Георгиевны Игнашиной выступили специалисты службы занятости по профориентации и информированию учащихся о возможности трудовой занятости несовершеннолетних.
Для безработных граждан ЦЗН оказывает услуги по социальной адаптации и психологической поддержке. Если человек длительное время не может устроиться на работу, он выпадает из системы профессиональных социальных отношений, и бывает очень трудно вновь встроиться в эти отношения. Поэтому необходим цикл групповых или индивидуальных тренинговых занятий, где возможно, совместно со специалистом и группой, преодолеть возникающие трудности. Справиться с неуверенностью, получить нужную информацию о способах активного поиска работы, ознакомиться с возможными вопросами, которые обычно задают работодатели при приеме на работу.
Как правило, потеряв работу, человек испытывает различные негативные состояния, такие, как страх, тревога перед неопределенным будущим, депрессия и т.д. В таких случаях необходима психологическая поддержка специалиста, который может помочь сориентироваться в дискомфортной ситуации, найти новые резервы для продолжения профессиональной деятельности. Это может быть поиск работы в совершенно новой сфере деятельности. Возможно, для такого серьезного шага потребуется дополнительное образование, овладение новыми умениями и навыками.
Чтобы определиться с будущим делом, необходима психодиагностика. Специалисты ЦЗН проводят различные виды тестирования: компьютерная диагностика, классические психодиагностические исследования на бумажных бланках, проективные тесты и т.д. Все эти методы направлены на то, чтобы определить сферу интересов клиента, предпочитаемые виды деятельности, личностные особенности и природные свойства.
Работа профконсультанта направлена на формирование у испытуемого более четкого, законченного образа будущей профессии, инвентаризации опыта у граждан, имеющих большой стаж работы.
Успешное трудоустройство во многом зависит от личной мотивации гражданина, а также от ясности представления того, чем заниматься, компетентности в построении профессиональных коммуникаций, особенно с работодателем.
Л. Кабанова,
директор Центра занятости населения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *