Новости

Какие изменения произойдут в ЕГЭ-2022

По мнению педагогов и экспертов, экзамены по профильной математике, физике и литературе станут сложнее. Разбираемся, что изменится.

Математика

Выпускникам по-прежнему предстоит выбирать между базовой и профильной математикой. Последнюю выбирают ученики, которым она нужна для поступления в вуз, то есть те, кто намерен связать свою жизнь с точными науками.
Согласно новым проектам КИМов по профильной математике, из первой части пропали простые задания 1–3, зато появились задания на анализ функции и на сложную вероятность. Сменилась также логическая структура и нумерация.
В части с развернутым ответом изменены критерии оценивания заданий: за стереометрическую задачу №13 теперь можно получить 3 балла (критерии стали аналогичны планиметрической задаче), за экономическое задание теперь можно получить только 2 балла (ранее было 3). Максимальный первичный балл за всю работу — 31.
Больше не будет заданий для простого набора баллов, которые может решить даже ученик младшей школы. Сейчас все задания в ЕГЭ потребуют более высокого уровня математической компетенции, которая формируется на уроках алгебры и геометрии.

Задание, которого все боялись больше всего – на комплексные числа — так и не появилось, что хорошо, так как эта тема очень сложна и не всегда изучается в школах в принципе.

По словам заслуженного профессора НИУ ВШЭ, эксперта в области образования Ирины Абанкиной, усложнение экзамена логично – направления, связанные с точными и естественными науками, требуют высокого уровня знаний.
– Сегодня вузы пытаются насытить программы теми компетенциями, которые, строго говоря, должны быть освоены в школе. КИМы имеют колоссальное влияние на учебные программы, на подготовку учителей, и их необходимо менять, чтобы в вуз приходили ребята, уже имеющие определенный уровень подготовки, чтобы их не надо было доучивать, — сказала профессор.

Русский язык

В ЕГЭ по русскому языку только одно новое задание – №1. В нем нужно провести стилистический анализ текста. Поменялись задания №2 и №3 – теперь текст там может быть не только научным, но и, например, публицистическим.
Изменилось задание №19 на пунктуацию в сложноподчиненном предложении. Теперь оно намного сложнее, так как проверяет пунктуацию во всех типах и комбинациях придаточных, в том числе с составными союзами. Раньше задание в 99% случаев проверяло запятые в сложноподчиненных с придаточными определительными.
Критерии к сочинению остались прежними. А вот требования к пунктуации стали строже. Раньше можно было получить 2 балла за три пунктуационные ошибки, отныне за это дают только 1 балл. За отсутствие ошибок или одну не грубую можно получить 3 балла, за одну-две – 2, за три-четыре – 1. Если их больше пяти, баллов не добавят.
За задание №16 на сложносочиненное предложение теперь можно получить только 1 балл, как за все задания на пунктуацию. Само задание осталось прежним.
Кроме того, ранее заданиями повышенной сложности считались задания №25 (типы речи), №26 (средства выразительности) и №27 (сочинение). Теперь составители ФИПИ все задания оценили базовым уровнем сложности.
– Эти навыки сегодня, действительно, перешли в плоскость базовых, поэтому нет никакого смысла давать заданиям такого типа статус повышенной сложности, — отметила Ирина Абанкина.
Максимальный первичный балл за ЕГЭ по русскому языку в 2022 году вновь будет 58 (как в 2020-м).

Экзамен по русскому языку сильно не поменялся.
Некоторые задания усложнились. При этом для выпускника, который активно готовился к экзамену, они не будут составлять большого труда.

Некоторые изменения по русскому языку начались еще в 2019 году, когда процент высокобалльников зашкаливал и нужно было усложнить экзамен, чтобы он выполнял свою дифференцирующую функцию. Отвечая этим задачам, в экзамене стало больше заданий аналитического плана и сам формат заданий во многом стал более строгим.

Предметы по выбору

Серьезные изменения произошли в ЕГЭ по истории и обществознанию – из них убрали сочинение.
По словам Ирины Абанкиной, экспертная проверка сочинений не оправдала себя, а превратилась в формальность – их оценивали по ключевым фразам.
– В целом экзамен движется в сторону компьютеризации, чтобы в будущем ребята сдавали ЕГЭ на компьютерах. И все, что с трудом проверяется на базе искусственного интеллекта, исключается, чтобы алгоритмизировать проверку и сделать ее максимально объективной, — сказала Абанкина.
С одной стороны, экзамен по обществознанию станет проще: пропали дублирующие друг друга задания, появились новые, требующие от ребят размышлений, умения аргументировать. С другой же стороны, пропало сочинение, которое позволяло ребятам творчески подойти к вопросу. За счет этого время экзамена уменьшилось почти на час, но заданий по-прежнему немало и потенциально могут быть проблемы с тем, чтобы банально успеть все написать за отведенное время.

Изменения в истории очень неожиданные.
По-прежнему проверяются ключевые единицы знаний из блоков отечественной и всеобщей истории, русской культуры, навыки работы с исторической картой, иллюстративным материалом, текстовыми источниками, аргументацией. Однако форматы этих заданий почти все новые. В целом можно сказать, что реальную сложность представляют собой задание №19, которое соединило в себе два слабых места всех выпускников – аргументацию и элементы всеобщей истории.
В литературе теперь проверяются знания не только отечественной, но и зарубежной литературы. Кроме того, теперь в сочинении оценивают грамотность.
– Для ребят, которые не читали зарубежную литературу, это серьезный вызов. Но, к счастью, это скорее сделано для того, чтобы «помочь» читающим выпускникам, многие из которых метят на филологические специальности.
Также сюрпризом стало, что теперь сочинение оценивается с точки зрения русского языка. Ранее проверялись только речевые нормы, но теперь и грамматика будет важна. Это, безусловно, усложняет процесс подготовки, так как повышает требования не только к знаниям, но и грамотности выпускников.
Экзамен по английскому языку двигается в сторону международных тестов и стал напоминать формат экзамена IELTS. Для ребят, которые просто хорошо знают язык, это большой плюс, но нужно понимать, что все равно без специальной подготовки такие задания решать будет проблематично.
Физику очень сильно поменяли. Задания стали интереснее, нестандартнее, их стало больше. И самое главное, теперь задания могут решать не только ребята, имеющие высокий уровень знаний по предмету, например, выпускники физико-математических лицеев, а также и ребята из простых школ при должном уровне подготовки.
В биологии, информатики и химии серьезных изменений не произошло.

Материал нашего
информационного
спонсора –
«Российской газеты»