Специалист информирует

Надежная покупка: как защитить свои интересы при онлайн-шопинге

Summary

Уважаемые жители Сивинского муниципального округа! Примите поздравления с Всемирнымднем защиты прав потребителей!В его честь не устраивают шумных торжеств, но значимость данного события поистине огромна: каждый из нас является потребителем товаров или услуг. И каждый имеет право на информацию об этих […]

Уважаемые жители Сивинского муниципального округа!

Примите поздравления с Всемирным
днем защиты прав потребителей!
В его честь не устраивают шумных торжеств, но значимость данного события поистине огромна: каждый из нас является потребителем товаров или услуг. И каждый имеет право на информацию об этих товарах и услугах, право на выбор и право быть выслушанным.
Впервые этот День был отмечен 15 марта 1983 года, тогда он был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей. В России эту дату отмечают с 1992 года, когда был принят Закон «О защите прав потребителей».
Защита интересов потребителей — одно из приоритетных направлений обеспечения прав человека. О своих правах и обязанностях должен знать каждый из нас.
Сегодня большинство жителей Сивинского муниципального округа успешно руководствуется правилами потребительского поведения. У них выросли желание и решительность защищать свои права.
Всемирный день защиты прав потребителей — это наш общий праздник. Знайте свои права и используйте свои знания в повседневной жизни.
Желаю всем крепкого здоровья, мира, согласия, позитивного настроения, качественных товаров и услуг!

Заместитель главы администрации,
начальник управления финансов и экономики администрации Сивинского муниципального округа
Ираида Неволина

ли в России постоянно
растет, параллельно увеличивается и количество жалоб покупателей. Объем рынка этого вида торговли особенно увеличился в период пандемии и самоизоляции. Не выходя из дома, люди стали активнее заказывать через онлайн продукты питания, технику, одежду и многое другое.

По данным Роспотребнадзора, количество жалоб потребителей на дистанционную торговлю растет пропорционально росту числа пользователей Интернета. В основном речь идет о нарушениях, связанных с порядком возврата товара, срывом сроков доставки и отказом продавца идти на уступки покупателю.

ЧТО И ГДЕ ПОКУПАЮТ
Самая большая доля покупок в Интернете приходится на бытовую технику и электронику. Внутри этой категории примерно одинаковый спрос на компьютеры и ноутбуки, телефоны и смартфоны. Чаще всего россияне заказывают товары, производимые в Китае.
Популярность зарубежных интернет-магазинов легко объяснима: это возможность сэкономить. Но, как известно, экономия хороша не во всех случаях.

ЕСЛИ ПРИШЕЛ НЕ ТОТ ТОВАР
Главная особенность онлайн-шопинга заключается в том, что в большинстве случаев покупатель не может проверить качество вещи до того, как ее доставят. В результате при покупке возникают разные риски: может не подойти размер, не устроить качество, товар может не соответствовать заявленным свойствам и при этом продавец станет препятствовать его замене. Именно на это потребители жалуются в Роспотребнадзор.
Для соблюдения прав потребителей при дистанционной торговле в Закон «О защите прав потребителей» включена статья 26, которая регулирует взаимоотношения между покупателем и интернет-магазином.
В частности, потребитель имеет право без объяснения причины вернуть любой товар в течение семи дней после его доставки. Однако в отличие от обычного магазина, где некоторые категории товаров не принимаются обратно даже при условии сохранности упаковки и чека, в виртуальный можно вернуть все. Единственное исключение касается позиций, которые обладают индивидуальными потребительскими свойствами и сделаны под заказ. Если такие вещи окажутся надлежащего качества, то по закону продавец не обязан их принимать обратно.
Срок возможного отказа от товара – три месяца со дня его получения, если на сайте или в договоре купли-продажи не размещена информация о сроках и порядке возврата.
При возврате товара надлежащего качества, который соответствует указанным в онлайн-заявке требованиям, продавец удерживает стоимость обратной доставки. Если товар окажется ненадлежащего качества, покупатель вправе потребовать у продавца замену, ремонт или соразмерную недостатку скидку. Или потребовать компенсацию расходов на самостоятельный ремонт, или всю стоимость при возврате вместе с платой за доставку. Согласно закону деньги должны вернуть клиенту в течение десяти дней наличными, почтой, на счет или карту.
Чтобы обезопасить себя от того, что магазин откажется принять обратно товар, пришедший в непригодном состоянии, сославшись на то, что испортить товар мог сам потребитель, лучше записывать на
видео процесс распаковки, советуют эксперты. При получении посылки в почтовом отделении или центре самовывоза следует открывать посылку в присутствии сотрудника, который в случае обнаружения брака на месте сделает опись и отправит товар обратно. То же касается и доставки товара курьером.

КАК НЕ НАТКНУТЬСЯ
НА МОШЕННИКА
Активность покупок в Интернете традиционно возрастает в так называемую черную пятницу, а также накануне праздников. Вместе с этим растет и количество жалоб на работу интернет-магазинов. По мнению экспертов, это связано в том числе с активизацией мошенников, которые пользуются сезонными распродажами и «ловят» покупателей на низкие цены.
Они создают фейковые сайты интернет-магазинов, которые на первый взгляд сложно отличить от настоящих. На самом деле такие сайты можно сделать «на коленке». Снабдить покупателя вроде бы всей необходимой информацией о товаре, получить платеж, а потом исчезнуть.
– Вернуть деньги в таком случае удастся только через суд. Обращение к банку с просьбой отменить платеж будет бессмысленным, поскольку банк не может вмешиваться в отношения между клиентами по поводу корректно осуществленных расчетов, – единодушны юристы, специализирующиеся на потребительском праве.

БДИТЕЛЬНОСТЬ
ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
Чтобы не попасть на недобросовестных продавцов, следует насторожиться, увидев предложения с очень низкими ценами. Помните поговорку про бесплатный сыр?
Как отмечают сотрудники правоохранительных органов в памятке для граждан, мошеннические сайты нередко могут быть выполнены в стилистике известного бренда (схожий логотип, название, цветовая гамма). В числе признаков потенциально опасных интернет-магазинов, которые должны насторожить покупателя, составители памятки указывают отсутствие контактной информации и сведений о продавце, излишнюю настойчивость продавцов и менеджеров, неточности или несоответствия в описании товаров и т. д.
Определить мошенника можно и по способу оплаты товара.
– Серьезные интернет-магазины не будут просить перечислить деньги на виртуальный кошелек или счет мобильного телефона, — сообщили в пресс-службе Роспотребнадзора. – У 90% проверенных российских интернет-магазинов действует система «заказать-получить-оплатить», то есть за товар можно расплатиться при его получении.
Подготовила
Галина Чудинова
Фото из свободных
источников.