Школа, которой горжусь

Кто-то из великих людей сказал, что без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. Каждый человек рождается для какого-то дела, каждый кузнец своей судьбы. За годы 40 летней педагогической деятельности (20 лет проработал директором школы) я встречал немало уникальных людей – созидателей судеб, которые впоследствии стали моими кумирами в образовании. Теперь я бы добавил к их числу педагогов Сивинского района.

В 2014 году институт «Эврика-Пермь», где являюсь ректором, впервые совершил инновационный образовательный десант в школы Сивинского района, а уже в 2015 году мне посчастливилось познакомиться с директором школы того времени Олегом Аркадьевичем Русецких. Первая встреча сразу же воодушевила на сотрудничество.
На пути к вершинам новаторства мы пошли рядом с удивительным педагогом- творцом Любовью Владимировной Колчановой.
В рамках программы развития образования на ближайшую и отдаленную перспективу развития на базе Сивинской школы с сентября 2015 года началась большая работа по разработке и внедрению уникальной инновационной программы-проекта на период до 2024 года, которая позволит выработать эффективную школьную образовательную политику.
Посредством совместной деятельности педагогов, родителей и обучающихся в школе и в детском саду появилась реальная возможность спроектировать, освоить и реализовать современные подходы к образованию детей, развить их познавательный интерес, включить обучающихся в коллективно-творческие дела, создать комфортную цифровую образовательную среду, а родители становились активными участниками образовательного процесса.
Встречи с управленческой командой, педагогами школы и воспитателями детского сада убедили меня в мысли, что с такой командой единомышленников можно сделать школу умной, современной, цифровой.
В течение последних 5 лет в Пермском крае проходит краевой инновационный конкурс «Проектирование и развитие цифровой образовательной среды в современном образовании среди педагогов-новаторов ОУ Пермского края». За эти годы в конкурсе приняло участие более ста школ Прикамья. Организатором конкурса является «Институт инновационной образовательной политики и права «Эврика-Пермь». На сегодняшний день 24 образовательных учреждения Пермского края имеют по итогам конкурса Статус краевой инновационной площадки института «Эврика-Пермь», в их числе и Сивинская СОШ.
Смело можно сказать, что Сивинская школа является одной из лучших инновационных площадок. Учителя этой школы одними из первых получили звания педагогов-новаторов Пермского края. В течение последних четырех лет на базе школы проходят краевые цифровые мастер-школы, работают ежегодные краевые инновационные лаборатории, ресурсные Центры инновационной практики и т.д.
Педагоги Сивинской школы ежегодно становятся дипломантами краевого конкурса «Инноватика». В апреле 2020 года проект «Проектирование модели школы будущих профессиональных возможностей как образовательной площадки практико-ориентированной цифровой среды» получил Диплом 1 степени министерства образования и науки Пермского края, авторы проекта – директор школы Генриетта Викторовна Воног, заместители директора Любовь Владимировна Колчанова и Ирина Александровна Туманян.
Наша общая цель – превратить образовательное учреждение в школу самоопределения и личностного развития обучающихся в условиях цифровой образовательной среды, научить детей вести диалог и плодотворное сотрудничество с людьми разных взглядов. Это не просто повысит качество образования, но и укрепит веру ученика в свои силы и поможет ему адаптироваться в сложной ситуации.
В течение последних четырех лет управленческие проекты школы получали статус краевой инновационной площадки по направлениям:

  1. Интеграция инновационного образовательного пространства района через сетевые образовательные события, как технологии и механизма развития компетенции обучающихся и педагогов.
  2. Проектирование модели сетевой подростковой школы, как образовательной практики реализации многопрофильных индивидуальных образовательных траекторий.
    Эти проекты стали некой вехой перемен и открытий. Произошедшие изменения связаны с каждым педагогом школы, каждым членом управленческой команды, которые за короткое время сумели успешно выработать эффективную школьную инновационную образовательную политику.
    Педагогами представлен опыт организации образовательной деятельности на образовательных порталах:
    • ТОП-10 цифровых образовательных ресурсов для самообразования по версии обучающихся;
    • ТОП-10 интернет — ресурсов для профильного и профессионального самоопределения по версии обучающихся;
    • Организация работы на интерактивной образовательной онлайн-платформе УЧИ.РУ;
    • Цифровая образовательная платформа для начальной школы «Яндекс. Учебник» как средство построения индивидуальной образовательной траектории школьника;
    • Использование информационно-образовательных порталов для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ», «Решу ЕГЭ»;
    • Онлайн-сервисы как ресурс по подготовке обучающихся к ГИА по математике на профильном уровне;
    • Использование образовательной платформы ВЗНАНИЯ.ру для оптимизации изучения лексики английского языка;
    • Возможности цифрового образовательного ресурса ЯКЛАСС для школьников, учителей и родителей;
    • Использование электронного образовательного контента на образовательной платформе LECTA;
    • Использование государственной образовательной платформы «Российская электронная школа»;
    • Обзор и сравнительный анализ электронных образовательных ресурсов для развития одаренности детей.
    • Обзор образовательных порталов для обобщения опыта и профессионального роста педагогов;
    • Использование цифровых образовательных ресурсов в музыкальной деятельности дошкольников;
    • Опыт дистанционной командной онлайн-игры с использованием лего-технологий «LEGO TRAVEL»;
    • Опыт использования ИКТ-технологий и цифровых ресурсов в управленческой и образовательной деятельности;
    • Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей «Растим детей. Навигатор для современных родителей»;
    • Социальные сети как форма взаимодействия с родителями. Интерактивная практика.
    Большой интерес у инновационного сообщества Пермского края вызывает образовательная практика учителей начальных классов О.С. Чертковой, Ж.Г. Мальцевой, С.А. Соколовой, В.А. Паршаковой, Е.Т. Гисич, Т.И. Степановой, Н.Г. Хайрулиллиной, Э.В. Гриненко. Удивительно интересны мастер-классы целого ряда педагогов: учителя английского языка О.Р. Конаковой, учителя географии Д.И Русецких, учителей русского языка и литературы Г.В. Воног, Т.П. Щуклиной, Н.С. Беляковой, учителя информатики О.А. Русецких.
    Следует заметить, что программы инновационных площадок Сивинской школы и проектов ее педагогов содержат систему научно-обоснованных, организационно-управленческих, учебно-методических задач по созданию условий, необходимых для развития интеллектуального потенциала личности, креативного мышления, цифровой культуры.
    С момента первой нашей встречи прошло более четырех лет и сегодня можно смело сказать, что надежды на педагогов полностью оправдались.
    Я влюблен в эту школу и ее учителей! Педагоги понимают главное, их индивидуальные проекты – это новая образовательная практика, которая создается при участии ребенка и родителей. Каждый проект предполагает разработку авторского материала и внедряется в практику при освоении цифровых образовательных ресурсов. Проекты учителей и воспитателей апробируются при активном использовании различных методик и цифровых образовательных платформ.
    В будущем предполагается, что каждый учитель-инноватор научится сам проектировать онлайн-курсы и дистанционные образовательные курсы, вебинары, как вспомогательный и дополнительный ресурс непрерывного образования педагогов, обучающихся и родителей.
    Инновационная площадка Сивинской школы – это не просто эксперимент, она является новым этапом развития школьного образования, отвечающего требованиям национального проекта «Образование». Наша общая задача — сделать образование актуальным, современным, у сивинцев для этого есть все предпосылки.
    Г. Травников,
    кандидат педагогических наук
    Фото Е. Воробьевой.