Если в семье особенный ребенок

Сегодня в нашей рубрике мы расскажем о том, как себя вести, если в семье ребенок-инвалид с задержкой психического развития.

Задержка психического развития − это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.
Причинами задержки психического развития могут быть такие нарушения общего развития ребенка, как различные соматические заболевания (физически ослабленные дети), а также поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией).
Из-за этого ребенок начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников. У детей с задержкой психического развития происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания, возникают проблемы с усвоением навыков чтения, письма, счета и речи, развиваются эмоциональные и личностные нарушения.
Выявить у детей задержку психического развития при рождении невозможно, поскольку поставить точный диагноз можно примерно в четыре года. В основном это могут заметить воспитатели или специалисты детского сада, так как родители, как правило, высоко оценивая способности своего ребенка, порой не замечают отставания в развитии.
Первая тревога у родителей возникает, когда ребенок становится школьником – у него появляются трудности с усвоением учебного материала. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок, становясь старше, самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.
Детей с задержкой психического развития иногда относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера. Однако это в корне неверно. В одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (резкая смена настроения, неулыбчивость), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не так резко. Иногда бывает наоборот: ребенок общителен, эмоционален, а в интеллектуальной сфере проблемы.
Такие дети для обучения в школе готовы гораздо позднее сверстников, поскольку у них нередко возникают трудности, связанные как с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что на занятиях они больше предпочитают играть.
Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые имеют. При своевременной коррекции развитие у большинства детей имеет положительную динамику и постепенно выравнивается.
Разобраться в характере и глубине того или иного нарушения можно только при комплексном обследовании ребенка врачом-неврологом, психиатром, дефектологом, психологом, логопедом. Родителям, в свою очередь, важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей.
Но для того чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам, как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье.
Советы родителям ребенка с задержкой психического развития
Не следует смотреть на такого ребенка, как на маленького и беспомощного. Не нужно постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: не взваливайте на себя то, что он без особого труда может сделать сам. Конечно, контроль необходим, но его следует организовывать не «над», а «рядом».
Не предъявляйте завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но и может вызвать агрессию, срывы в поведении, резкие перепады настроения и, как следствие, снижение самооценки.
Для того чтобы сохранить работоспособность ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью, внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха (перерывы крайне необходимы).
Продолжительность занятий у младших школьников не должна быть больше одного часа (с учетом смены деятельности), у дошкольников – не более 30 минут. Занятия должны быть ежедневными.
Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса.
Например, задайте ребенку вопросы о том, что нового он узнал на уроках. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Хвалите за малейшие успехи! Так как развитие идет не очень быстрыми темпами, успехи не так заметны, и тем они особенно ценны.
Сохраняйте максимально доброжелательную атмосферу. Малыш не должен быть свидетелем потенциально опасных для его психики событий, в том числе, ссор между родителями.
Обследование врачом-психоневрологом такого ребенка обязательно: доктор может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.
Задержка психического развития – это диагноз, от которого со временем, при усердной и совместной работе с профессионалами, можно избавиться. Следуйте советам и рекомендациям дефектологов, психологов, логопедов − и видимые изменения у таких детей не заставят себя ждать.
Т. Воробьева,
педагог-психолог
Сивинской СОШ