Образование

Дистанционное обучение: плюсы и минусы

Тему дистанционного обучения наша газета затрагивала не раз, еще задолго до появления коронавируса и введения режима самоизоляции. Тогда мы касались в основном получения образования людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Однако в связи с пандемией бесконтактное образование вошло буквально в каждый дом, где есть школьник или студент. Теперь дистанционка стала столь же актуальной, как ежедневные сводки о количестве заболевших и выздоровевших от коварного вируса. И как-то вдруг все мы стали активными пользователями компьютеров, знатоками ранее не известных программных продуктов и образовательных ресурсов.
Вот уже два месяца идет освоение дистанционного образования педагогами нашего района. Сначала всем было трудно, искали подходящие учебные платформы, чтобы было удобно учителям и доступно детям. На сегодня алгоритм действий уже отработан, и мы попросили педагогов разных школ поделиться положительными и отрицательными моментами онлайн-обучения.
По мнению педагога Бубинской СОШ Е. В. Черноусовой, дистанционное обучение мобилизует силы и заставляет учителя развиваться, не позволяет останавливаться:
– Когда работа переходит в дистанционный режим, учитель вынужден перестраивать свою работу так, чтобы и в сложившихся условиях ученик продолжил обучение, чтобы ему было комфортно, а, главное, максимально понятно и интересно.
Благодаря педагогам страны, которые выкладывают в ютуб онлайн — уроки, появилось достаточно много качественного материала. Интересная система Гугл Формы, очень выручает социальная сеть ВКонтакте, электронная почта, электронный журнал. Через эти системы происходит общение как с учащимися, так и с родителями, коллегами.
Учителя Екатерининской школы общаются с учащимися через систему СЭДиЖ, задания дублируются в беседах классов, созданных в ВКонтакте. Обратная связь с детьми осуществляется через электронную почту или вайбер.
Кроме этого, для работы используются такие образовательные платформы, как Учи.ру, ЯКласс, Яндекс.учебник, РЭШ. На Zoom онлайн-уроки проводит педагог Н. Г. Первакова.
Педагоги Северокоммунарской СОШ активно используют такие учебные платформы, как Учи.ру, где представлен доступный материал и хорошо разработаны темы для закрепления и повторения, Яндекс.учебник, удобный для начальных классов, infourok.ru с презентациями по биологии, interneturok.ru с видеоурокамми, а также платформу Мое образование, включающую онлайн-тесты по всем предметам и разной степени сложности.
Для выпускников учителя рекомендуют сайты Решу ОГЭ, Решу ЕГЭ и ФИПИ, а также видеоуроки с ютуба. Каждый учитель создал и использует беседы ВКонтакте и вайбере, а О. П. Эрман, Е. Н. Степанова и И. С. Мошева проводят онлайн-уроки в чате.
Анализируя отношение родителей и учащихся к дистанционному обучению, северокоммунарцы отмечают, что ученикам младших классов такая форма нравится, старшеклассникам – трудновато. Родители же зачастую недовольны большим объемом задаваемого материала.
Вопросами цифровизации образования коллектив Сивинской СОШ уже занимался раньше. При поддержке АНО ДПО «Эврика-Пермь» был организован семинар, на котором педагоги представляли возможности использования ЦОР и платформ для дистанционного обучения. Здесь создана школьная платформа на Google classroom, где учителя размещают свои уроки. Они используют для общения с детьми возможности закрытых групп социальных сетей, а в крайних случаях – обычную сотовую связь.
По мнению сивинских учителей, при четкой организации и контроле, выстроенной системе обратной связи с учащимися и их родителями дистанционное обучение вполне приемлемо, а в некоторых случаях даже предпочтительнее.
Так, учитель математики Н. И. Шитоева считает, что дистанционное обучение – это огромный толчок в саморазвитии и самообразовании учителя:
– Одно дело – дать в электронном журнале номер параграфа на изучение и номера заданий на закрепление. Другое – преподнести учебный материал в удобной и доступной форме, понятной как ученику, особенно в среднем звене, так и его родителям.
Наталье Ивановне и ее ученикам особенно нравится работать в приложении Zoom, где происходит живое общение учителя с учащимися, объяснение нового материала почти как у доски, акцентирование на особо трудных моментах урока, мгновенная обратная связь через вопросы учащихся.
Учитель начальных классов Т. В. Бисерова для проведения дистанционных уроков раньше использовала платформу Учи.ру. В силу технических особенностей программы, которая часто дает сбои, Татьяна Владимировна также перешла в приложение Zoom:
– Здесь удобно и интересно. Все друг друга видим. Обычный урок, только онлайн. Дети заходят пообщаться на эту платформу даже после уроков. К сожалению, только 70 процентов детей могут присутствовать на онлайн-уроке, остальные отсылают выполненные задания через социальную сеть ВКонтакте.
Учитель географии Д. И. Русецких строит обучение на платформе Google classroom, где можно составлять интересные авторские задания и в удобном формате давать детям ссылки на другие ресурсы:
– В синхронном обучении мы преуспели с 8а классом на платформе Discord, которая является бесплатным менеджером с поддержкой видеоконференций, изначально ориентированным на пользователей компьютерных игр и поэтому понятной подросткам.
Дистанционное обучение не вызвало страха и у преподавателя английского языка О. Р. Конаковой. Цифровыми технологиями в образовании она увлекается давно, поэтому из огромного разнообразия платформ и сервисов предпочла Взнания.Ру, онлайн-школу Фоксфорд, Google classroom. По мнению Олеси Рашидовны, онлайн-обучение при правильной подаче материала дает хороший результат и отлично дисциплинирует учащихся.
Из множества предложенных Министерством образования платформ учитель русского языка и литературы Т. П. Щуклина выбрала Google classroom, на базе которой создала 12 курсов:
– Самыми, наверное, востребованными являются такие сервисы, как Google Документы, Google Презентации, Google Формы.
Сервис Google Документы позволяет работать с целым классом одновременно как на обычном уроке в школе у доски, в группе, в паре, так и индивидуально. Дети документ могут читать, редактировать, вносить какие-то изменения, составлять предложения, создавать текст, заполнять таблицу, комментировать.
– Дистанционное обучение в период самоизоляции – вынужденная мера, которая позволяет, даже находясь дома, продолжать процесс обучения, – говорит учитель математики Сивинской СОШ Н. Н. Мальцева. – Дети должны быть заинтересованы, чтобы у них не пропадало желание учиться. Именно поэтому предлагаю такие различные формы выполнения заданий, как решение тестов, презентации и видеоматериалы. Провожу онлайн-уроки с использованием платформ Google classroom, Учи.ру, электронная тетрадь Skysmart, Моя школа, РЭШ, Решу ЕГЭ.
Вполне очевидно, что учителя школ нашего района оказались готовы к дистанционному обучению, продемонстрировав свой высочайший профессионализм. Пусть объем работы возрос и в некоторых случаях приходится перелопачивать кучу информации, учась чему-то буквально заново, но все же несмотря ни на что образовательный процесс не прервался. Из отрицательных моментов большинство учителей называет нехватку общения с учащимися, тоску по контакту «глаза в глаза».
Кстати, и ребята, которым непросто адаптироваться в новых условиях, скучают именно по живому общению с учителями.
Г. Чудинова