Использующие цифровые услуги россияне лучше разбираются в финансах

12 февраля 2019 года в рамках пятой Международной конференции по финансовой грамотности и доступности ФИНФИН состоялась сессия «Доступность цифровых финансовых услуг и защита прав потребителей: российские и зарубежные стандарты».

В ходе мероприятия представители российского и международного экспертного сообщества рассказали, какие возможности и риски открывает цифровая эпоха для потребителей финансовых услуг, кто формирует стандарты защиты прав потребителей финансовых услуг в цифровой среде, а также как обеспечить развитие устойчивых цифровых финансовых навыков среди различных категорий граждан.

Стратегический координатор Проекта Минфина России Анна Зеленцова отметила, что существует зависимость между использованием мобильного и онлайн банкинга и уровнем финансовой грамотности. «Последнее всероссийское исследование, подробные результаты которого мы представим уже на днях, на Российском инвестиционном форуме, показывает, что уровень финансовой грамотности наших граждан, использующих цифровые финансовые услуги, выше, чем у тех, кто ими не пользуется», — заявила Анна Зеленцова.

В свою очередь исполнительный секретарь Международной сети ОЭСР по финансовому образованию Флор-Анн Месси напомнила, что распространение новых финансовых инструментов, таких как криптовалюта, чревато и новыми рисками, поэтому особое внимание необходимо уделить защите прав потребителей. По мнению эксперта, чрезмерная самоуверенность при использовании новых продуктов характерна для молодежи, хотя ее уровень финансовой грамотности обычно выше, чем у взрослых.  

Среди «побочных эффектов» развития цифровых технологий руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута особо выделил финансовые пирамиды, ведущие незаконную деятельность в интернете, и рассказал о борьбе  регулятора с ними. «Здесь два рычага: быстрое выявление и быстрое закрытие. Для выявления мы недавно запустили специальный роботизированный сервис, который ищет в Интернете организации с признаками финансовых пирамид. К сожалению, у нас пока нет права досудебной блокировки подобных ресурсов. В среднем, на закрытие пирамиды уходит примерно два месяца. Перед нами стоит задача сократить его до минимума» – подчеркнул он.

В сессии также приняли участие председатель постоянного комитета Международной организации защиты прав потребителей финансовых услуг (FinCoNet) Педро Диас, генеральный директор Grameen Capital (India) Ltd Ройстон Браганза, вице-президент АО КБ «Ситибанк» Наталья Николаева, управляющий директор Ассоциации Финтех Татьяна Жаркова и советник президента Ассоциации российских банков Павел Медведев.

Конференция ФИНФИН проводится с целью повышения осведомленности и объединения усилий участников финансового рынка в вопросах доступности финансовых услуг, финансовой грамотности и защиты прав потребителей для обеспечения стабильного развития отрасли, совершенствования регулирования финансового рынка и повышения доступности и качества финансовых услуг для населения. Ежегодно в мероприятии принимают участие более 200 человек.

Справка о Проекте: Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» реализуется с 2011 года. Главная цель Проекта – повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у населения разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, навыков управления личным и семейным бюджетом. Целевая аудитория Проекта: взрослое население со средним и низким уровнем дохода – активные и потенциальные потребители финансовых услуг; учащиеся школьного возраста и студенты (в будущем – экономически активное население).