«Результаты работы государственного земельного надзора на территории Верещагинского, Карагайского, Сивинского районов Пермского края за 1 квартал 2018 года»

Верещагинским межмуниципальным отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю подведены итоги деятельности по осуществлению государственного земельного надзора за 1 квартал 2018  года.

С 1 января по 30 марта 2018 года инспекторским составом Верещагинского межмуниципального отдела проведено 46 проверок по соблюдению гражданами, организациями требований земельного законодательства, в том числе 27 проверок по исполнению выданных предписаний об устранении нарушений земельного законодательства и 5 административных обследований объектов земельных отношений. На территории Карагайского района инспектора приняли участие в проведении совместной проверки с прокуратурой. По результатам контрольных мероприятий выявлено 21 нарушение требований земельного законодательства. Привлечено к административной ответственности  2 субъекта земельных отношений, выдано 19 предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, в т.ч. 2 предписания выданы субъектам повторно, в связи с не устранением нарушений в установленные сроки. Наложено административных штрафов на сумму 5 тыс. рублей. Из 27 проверок по исполнению предписаний 25 нарушений устранено.

Результаты проверок показали, что 19 земельных участков использовались гражданами в нарушение статьей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации – без оформленных в установленном порядке документов на землю. В отношении 2-х субъектов проверок выявлены нарушения по ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях: самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

 Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации за самовольное занятие земельного участка, предусмотрено наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (пункт 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации).

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (пункт 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации).

При проведении проверочных мероприятий подконтрольным субъектам разъясняются обязательные требования земельного законодательства и важность из соблюдения, порядок проведения контрольного мероприятия, права и обязанности. Инспекторами проводится анкетирование субъектов проверок, направленное на профилактику правонарушений в области земельного законодательства.

Чаще инспекторами выявлялись нарушения требований ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации – использование земельных участков без оформленных в установленном порядке документов на землю. Многие граждане, владея земельными участками, не знают о том, что права на их использование у них отсутствуют.

Земельные участки, государственный учет которых осуществлен в установленном законом порядке до 1 марта 2008 года, независимо от проведения процедуры межевания, и земельные участки, государственный учет которых не осуществлялся, но права собственности, на которые возникли до 1 марта 2008 года и не прекращены по настоящее время относятся к ранее учтенным земельным участкам.

С 1 января 2017 сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН) об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и не требуют дополнительного подтверждения. То есть сведения о таких участках были автоматически перенесены в ЕГРН.

Обращаем внимание на то, что если в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) отсутствуют сведения о правообладателях земельных участков, учтенных до 1 марта 2008 года в установленном порядке, они будут сняты с государственного кадастрового учета (часть 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Порядок действий органа регистрации прав в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки, установлен пунктом 181 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943.

Чтобы не допустить этого, гражданам нужно легализовать свои ранее возникшие права на земельные участки, обратившись за государственной регистрацией подтверждения права.

Для этого необходимо обратиться в ближайший офис многофункционального центра «Мои документы» с заявлением и документом-основанием для осуществления государственной регистрации прав.

Для регистрации ранее возникших прав без личного обращения в регистрирующий орган физического лица — правообладателя объекта статьей 12 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления могут обеспечивать проведение государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таких участках объекты капитального строительства. В частности, органы местного самоуправления уполномочены осуществлять прием заявлений на проведение государственной регистрации прав на земельные участки и находящиеся на таких участках объекты капитального строительства, подавать от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о регистрации прав и иные документы, а также получать документы и передавать их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая регистрация.

Напоминаем, чтобы не попасть в список нарушителей закона, рекомендуем при приобретении объекта недвижимости проверить наличие документов на земельный участок под ним. И если вы приобрели право только на объект недвижимости — своевременно оформлять права на земельные участки. Кроме того, убедитесь в том, что на используемый земельный участок сведения о правах зарегистрированы и внесены в ЕГРН и площадь используемого земельного участка соответствует площади, внесенной в ЕГРН. Эти простые действия позволят избежать риска, быть привлеченным к административной ответственности в виде весьма значительных штрафных санкций.